Выставка ОСМ - «Отечественные Строительные Материалы»
На главную
Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ
Участие в выставке (Все для участия)
Посещение выставки (Все для посещения)
Деловая программа
Контакты

Керамическая плитка: детали и аксессуары. "Строительство и недвижимость". № 31 2010

27.12.2010

Старинная английская пословица гласит: the devil is in the detail, дьявол кроется в деталях. Она очень точно описывает знакомую каждому дизайнеру ситуацию, когда удачно или, напротив, неудачно подобранные детали определяют успех всей работы. Ведь правильный декор, акценты, детали способны вытянуть даже изначально ничем не примечательный интерьер. Правда, они же способны убить и гениальный интерьерный замысел. Еще сравнительно недавно найти что-либо интересное было редкой удачей. Но сегодня большинство серьезных производителей отделочных материалов хорошо понимают важность "безделиц" и вкладывают в такие элементы много времени и творческих сил своих дизайн-бюро. Возьмем, к примеру, такую базовую вещь, как керамическая плитка.

Разноцветное счастье

Сказать, что керамическая плитка является популярной, – значит ничего не сказать. Сегодня это материал не просто хорошо известный, но незаменимый, более того, задающий образ многих интерьеров. Несмотря на кажущуюся незамысловатость, сегодня такая традиционная отделка требует высочайшего уровня технологий и разрабатывается с привлечением весьма серьезных ученых и дизайнеров. И особое место в такой работе отводится именно "украшениям".

До недавнего времени декору, как самостоятельному элементу, при составлении промышленных коллекций особого внимания не уделялось. То есть такие элементы выпускались, но весьма ограниченно, и стоили очень дорого. В общем, плитка воспринималась неким фоновым, утилитарным материалом, который не может определять интерьерный замысел. Интересно, но во многом поспособствовали перелому этой скучной тенденции российские производители, причем совсем недавно – чуть более 10 лет назад.

До 1997 года россияне фактически учились производить просто качественный товар. К этому времени сформировалось понимание – нужно продавать не просто плитку как технически удобный товар, но вместе с ней — определенное качество жизни. Эта идея стала толчком к развитию декоров. Своего рода первооткрывателем в этой сфере стала российская компания Kerama Marazzi.

Время подтвердило обоснованность такого подхода. Сегодня практически ни одна ванная, облицованная плиткой, не обходится без декора. Бордюры ставят и в два ряда, десятками покупают вставки, тем более что сейчас есть любые варианты – от металлизированного хай-тека до "африканского" примитивизма. Даже итальянцы, слывущие законодателями дизайнерской моды, интересуются разработками своих российских коллег, а без большого количества декора теперь не обходится ни одна мировая коллекция керамики.

Причина этого взрыва популярности очевидна: интерьерная мода перестала быть уделом узкого круга богатых избранных. Жить не просто комфортно, но красиво, хотят все, вне зависимости от страны и достатка. А массовое явление требует такого же обеспечения, и неслучайно, что одними из первых это поняли именно в СНГ, многие годы испытывавших недостаток в красивых мелочах.

Базовые элементы

Как и любые интерьерные элементы, керамические декоры подвержены веяниям моды. Несколько лет назад популярными стали декоративные элементы с фотоизображениями произведений искусства, цветов и тому подобного. Тенденция к натуральности побудила компанию Archeo Ceramica создать вставки, узор на которых образован натуральными морскими камнями и раковинами, покрытыми прозрачной глазурью. Есть керамика с настоящими металлическими вставками (заклепками), которая востребована в интерьерах хай-тек. Появились даже высокотехнологичные декоры, позволяющие освещать помещение. Для этого в толщу черепка вводятся светодиоды, а затем плитка покрывается высокопрочным прозрачным полимером. Такие элементы дают возможность создавать весьма необычные эффекты. В целом же понятие "декор" в отношении керамической плитки подразумевает сочетание нескольких разных элементов, без минимального набора которых сегодня не выпускается практически ни одна коллекция.

Во-первых, это декоративные плитки-вставки с рисунком, часто рельефным, отличающим их от фоновой плитки. Иногда они представляют собой так называемые "тоцетти" (от итальянского tozzetto), небольшие (100x100, 50x50 и 40x40 миллиметров), обычно контрастные элементы, которые позволяют создать эффект укладки со сдвигом. Это дает возможность добиться необычного визуального эффекта – помещение кажется больше. Во-вторых, бордюры, уголки, карнизы и плинтусы – практически это обязательные части любой коллекции, позволяющие решать не только декоративные, но и чисто утилитарные задачи. Например, бордюр может обрамлять ванну, являясь "герметизирующим" элементом. Вообще, такие варианты декора имеют очень широкое применение, начиная от визуального зонирования и заканчивая, скажем, рамами для зеркал.

В-третьих, розоны – наборные панно, которые служат визуальным центром пола или стены. Чаще всего представляют собой композицию, вписанную в окружность или многоугольник. И, наконец, декоративные панно – своеобразные картины, которые могут изготавливаться в виде плит большого формата или небольшими композициями из нескольких плиток.

Следует заметить, что избыток декора легко может перегрузить интерьер, сделав его аляповатым и эклектичным. Общее правило, из которого, правда, есть исключения – чем ярче и необычнее украшения, тем более деликатно их следует использовать. То есть яркий розон на полу потеряется в обрамлении пестрых стен. И, напротив, сплошной неяркий тон требует дополнительных эффектов – либо ярких бордюров и вставок, либо зеркал в контрастных рамах, тем более что их использование позволит визуально корректировать размеры помещения.

Зрительно зонировать помещения поможет вертикальная укладка бордюра. Если же такие элементы расположить в шахматном порядке, это даст возможность обыграть трудные участки – сантехнику, выступающие короба и т.д. Интересный эффект дает и комбинирование нескольких видов декора.

Создаем красоту

Сделать красиво на самом деле очень непросто. Дело в том, что для получения необычного, запоминающегося декора, да еще и соответствующего определенной коллекции, нужно приложить много усилий – от разработки картинки до строительства и наладки соответствующей производственной линии.

Над первой задачей работают, как правило, крупные дизайнерские агентства (большинство из них – итальянские). Так, в разработке популярных коллекций упоминавшейся выше компании Kerama Marazzi принимали участие такие известные бюро, как миланская Tecnografica и веронская Arte Grafica .

При этом учитываются тысячи составляющих. Например, модные тенденции (которые еще нужно угадать), национальные цветовые предпочтения, возможности техники. При этом всегда есть доля риска, что коллекция не пойдет. Тем не менее, серьезные производители на такой риск идут. Где-то они следуют наметившейся тенденции, часто задают тон сами. Людей надо удивлять. Они любят то, чего ни у кого нет. Например, декоры коллекции Варан, под кожу рептилии, выпущенные той же Kerama Marazzi, поначалу вызвали у итальянцев недоумение – им казалось, что такие элементы слишком специфичны. Тем не менее, на сегодня это одна из самых востребованных коллекций, пользующаяся неизменной популярностью именно из-за необычности. Весьма популярны металлизированные декоры, которые иногда используют для сплошного покрытия, например для интерьеров хай-тек. Значительно расширить границы привычных дизайнерских приемов позволяют также декоры, имитирующие мех или необработанное дерево.

Технологически создание декоративных элементов тоже непросто. Как правило, для создания большинства эффектов – рисунка, блеска, рельефа – требуется неоднократная обработка, иногда, для эксклюзивных коллекций, это делается вручную, что объясняет их дороговизну. В самом простом варианте производится двойной обжиг – "бикоттура", характерный для базовых, фоновых плиток коллекций. Для дополнительных же эффектов применяется особая техника прессования, глазурования и обжига.

Например, перламутрового или металлического эффекта достигают при помощи техники "люстр", когда черепок (его еще называют "бисквитом") поверх первого слоя глазури покрывают специальными металлическими смоляными мылами (резинатами) и снова обжигают, в результате чего образуется тонкая надглазурная пленка, преломляющая лучи света. Такой обжиг, называемый декоративным, обязательно делается для закрепления росписи надглазурными красками, в том числе люстровыми, и препаратами благородных металлов.

Именно его применяют при производстве декоративных элементов. Часто декоративный обжиг называют третьим (по порядку), но это название условно. Декоративный обжиг может быть и четвертым, и пятым, и шестым. Число помещений декора, бордюра или вставки в печь казани зависит от сложности воспроизводимого орнамента, состава используемых препаратов.

Получить рисунок на декоре тоже можно разными способами. Наиболее распространенный, используемый и для фоновой плитки, – это шелкография. В этом случае рисунок наносится на изделие продавливанием краски через сетчатый трафарет. Через один трафарет можно наносить лишь одну краску. Для многоцветной печати применяют два, три и более трафаретов. Благодаря этому способу плитки, выполненные шелкографией, похожи одна на другую – как оттиски с одного негатива.

Сами по себе глазури также являются способами создания нужного эффекта для элементов декора. Например, такова "кристаллина", покрытие, благодаря которому плитка приобретает исключительно ровную глянцевую поверхность, становясь похожей на стекло. До недавнего времени этот вариант обработки практиковали только зарубежные производители, и лишь сравнительно недавно ее освоили на российском заводе "Велор" в Орле.

Таким образом, становится понятным, что керамический декор никоим образом нельзя отнести к незначительным мелочам. Без него в наши дни уже невозможно представить ни один плиточный интерьер. Благо, что возможностей для самого придирчивого выбора этих небольших, но столь важных элементов, сегодня предостаточно.


Возврат к списку

каталог осм 2017
видео осм 2017
КЕРАМБРИКТЕХ

Генеральный спонсор ОСМ - 2018:
Brick park

Реклама
bongioannimacchine

Официальная поддержка:
Minpromtorg

Стратегический партнер выставки

Партнеры выставки


Генеральный интернет-партнер

Ведущий интернет-партнер

Ведущий медиа-партнер

Стратегический
Интернет-партнер

Пригласите партнеров!

Организатор:


Выставочная компания - Евроэкспо

Официальная поддержка:


Минпромторг

Стратегический партнер
выставки:



Партнеры:


Сертификация:


UFIUEFАудит РСВЯExpo Rating

 
Выставка ОСМ 2018 – «Отечественные Строительные Материалы»
23-26 января 2018 года, ЦВК «Экспоцентр»
2000 –2017 © Все права защищены
Выставочная компания Евроэкспо
119002, Москва, улица Арбат, дом 35, 4 этаж
Тел.: +7 (495) 925-6561 / 62