Выставка ОСМ - «Отечественные Строительные Материалы»
На главную
Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ
Участие в выставке (Все для участия)
Посещение выставки (Все для посещения)
Деловая программа
Контакты

Как снизить стоимость строительства дорог в России?

01.07.2011

На днях руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин предложил крайне инновационные методы снижения стоимости строительства дорог: сужение полос с 3,75 до 3,5 м и обочин с 1 до 0,5 м.

Внушает неподдельный оптимизм, что ведомство, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на строительство и реконструкцию автодорог, наконец-то признало проблемой… неоптимальное соотношение «цена — качество». Но сама посылка, на мой взгляд, неверная: вместо того, чтобы построить больше за те же деньги, Росавтодор хочет строить меньше за меньшие деньги. Снижение стоимости налицо, но повышением эффективности снова не пахнет. За деревьями лес прячут.

Не секрет, что дороги в России строят с огромными издержками. Стоимость строительства 1 км дороги в московском регионе доходит до сотен миллионов долларов США (например, строительство участка ЧТК длиной 4 километра от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе), в то время как в Америке и Европе затраты в среднем составляют порядка 10–20 млн долларов. Справедливости ради надо сказать, что в России к затратам на дорожное строительство относят выкуп земель и перенос коммуникаций, тогда как за рубежом эти расходы рассматриваются отдельно. В случае с ЧТК ситуация выглядит именно так: «сопряженные» расходы кратно превышают «прямые» (т. е. собственно на строительство дороги).

Мы живем в абсурдной ситуации, когда никто не знает, сколько должно стоить строительство автодорогВо-первых, нормативы, используемые в настоящее время при строительстве и реконструкции дорог, сильно устарели. Из 151 документов, которые выступают как нормативно-правовая база работ (ГОСТы, СНИиПы, ВСН), более половины документов принято до 1989 года и только 13% после 2000 года. При этом утвержденные в 1970-е и 1980-е годы документы в основном вообще не обновлялись. Очевидно, что в них не учитываются современные технологии строительства и методы снижения себестоимости.

Во-вторых, участники рынка зачастую просто не заинтересованы в снижении стоимости строительства дорог. Стоимость работы проектных институтов по подготовке проектной документации, как правило, определяется как доля от затрат на новое строительство/реконструкцию объекта (5–10%). При этом отсутствует даже гипотетическая возможность оценки ценообразования методом «по аналогам». В России нет общенациональной (как, впрочем, и региональных) базы данных по стоимости нового строительства и капитальной реконструкции автодорог, которая бы строилась по общепринятым в мире методикам. А именно, новая дорога разбивается на «типовые» (условно-однородные по техническим характеристикам) участки, для которых указывается стоимость строительства/реконструкции в расчете на 1 км дороги и на 1 км полосы. Когда у вас накоплен значительный массив данных, сопоставление стоимости строительства новой дороги с ранее построенными аналогами не вызывает затруднений.

Разумеется, строительные организации еще меньше заинтересованы в снижении стоимости, поскольку основные доходы они получают именно от «освоения» капитальных инвестиций, а не поддержания текущей годности инфраструктуры.

В-третьих, конкуренция между дорожно-строительными организациями в большинстве регионов слабая. Ограничителями выступают как относительно небольшие объемы работ, не позволяющие «прокормиться» нескольким конкурентам, так и низкая мобильность рабочей силы и техники. И специфический российский фактор: монополизированный доступ к источникам нерудных строительных материалов, попросту говоря щебня.

Кроме совершенно очевидных мероприятий, таких как снижение коррупционной составляющей в контрактах (то есть откатов и распила), совершенствование нормативно-правовой базы для разработки ПСД и пр., необходим переход к долгосрочным контрактам, ориентированным на результаты (т.н. «контрактам жизненного цикла»). У подрядчиков появится стимул к повышению качества строительства дорог для оптимизации затрат на последующую эксплуатацию. Более того, они смогут привлекать длинные и более дешевые кредитные ресурсы для модернизации техники, что невозможно с нынешними годовыми циклами.

Также сформируется более благоприятное соотношение затрат на строительство и поддержание нормативной годности. Еще несколько лет назад экспертами Всемирного Банка (Rodrigo Archondo-Callao) была создана финансово-экономическая модель расчета необходимых затрат на содержание дорожной инфраструктуры (Roads Economic Decision Model). Упрощенно, при постоянном достаточном финансировании поддержания нормативной технической годности совокупные затраты жизненного цикла значительно ниже (зависит от страны, соотношения стоимости, типа дорог и т. д., но, как правило, речь идет о 30–50%), чем если мы недофинансирует текущее содержание, но раз в несколько лет делаем капитальный ремонт. Макроэкономическая разница может стать еще существеннее, если добавить сюда экономические потери от повышенного износа транспортных средств на дорогах ненадлежащего качества.

Переход к этой модели финансирования в рамках контрактов жизненного цикла позволит снизить бюджетные расходы и одновременно повысить качество автодорог(и что немаловажно, сделать его более равномерным в течение межремонтного цикла). В мире накоплен богатый опыт и разработано множество методов оптимизации расходов на дорожную сеть, которые в нашей стране как не применялись, так и не применяются. А дело так и закончится сужением проезжей части и обочин.

Источник: http://finamauto.ru


Возврат к списку

Официальная поддержка:
Minpromtorg

Генеральный спонсор ОСМ - 2018:
Brick park

Стратегический партнер выставки

Партнеры выставки


Генеральный интернет-партнер

Ведущий интернет-партнер

Ведущий медиа-партнер

Стратегический
Интернет-партнер

Пригласите партнеров!

Организатор:


Выставочная компания - Евроэкспо

Официальная поддержка:


Минпромторг

Стратегический партнер
выставки:



Партнеры:


Сертификация:


UFIUEFАудит РСВЯExpo Rating

 
Выставка ОСМ 2018 – «Отечественные Строительные Материалы»
23-26 января 2018 года, ЦВК «Экспоцентр»
2000 –2017 © Все права защищены
Выставочная компания Евроэкспо
119002, Москва, улица Арбат, дом 35, 4 этаж
Тел.: +7 (495) 925-6561 / 62