Выставка ОСМ - «Отечественные Строительные Материалы»
На главную
Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ Выставка ОСМ
Участие в выставке (Все для участия)
Посещение выставки (Все для посещения)
Деловая программа
Контакты

Камо грядеши, стройиндустрия?

13.12.2013

Новая команда воссозданного Минстроя России принимает дела у Минрегиона. Среди важных документов — актуализация «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года», а также проект Федеральной целевой программы, разрабатываемой на основе Стратегии. На оба документа возлагаются большие надежды, и они же вызывают большие споры в среде предпринимателей и специалистов этой сферы деятельности.

Секвестированием — по строительным материалам

Так, интересное обсуждение состоялось на открытом заседании экспертной группы «Стекло» СтеклоСоюза России, на которое были приглашены представители других ассоциаций строительного комплекса.

Можно сказать, что обсуждение прошло далеко на неоптимистической ноте. Все ожидают, что секвестирование федерального бюджета не лучшим образом скажется на строительном комплексе, Это уже подтвердилось при принятии уточненной инвестиционной программы Москвы, принятой на 2014 — 2016 годы. Например, почти на четверть сократится в будущем году объем средств, направляемых на реконструкцию и строительство дорожной сети, в том числе на территории Новой Москвы.

Москва сегодня –— крупнейший потребитель строительных материалов, в том числе в дорожной сфере. Такое сокращение расходов приведет к значительному снижению объема закупок стройматериалов. И, конечно, это не радует их производителей.

То же можно сказать и про программы строительства жилья. Если еще недавно планировалось к 2020 году достичь ежегодного ввода в пределах 140 млн кв.м, то есть исходя из цифры 1 кв.м на россиянина, то сейчас уже ясно, что этот показатель недостижим.

О необходимости разработки Стратегии заговорили еще в 2006 году, после заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В 2011 году документ был утвержден, с учетом мер по преодолению последствий мирового кризиса 2008 года. С середины этого года Стратегия вновь пересматривается, а на ее основе началась разработка Федеральной целевой программы (ФЦП).

Основные претензии предпринимателей и специалистов заключаются в том, что Стратегия скорее выглядит как лозунг, призыв, чем как серьезный документ, опирающийся на реалии сегодняшнего дня.

Кто бы возражал против поступательного роста ввода жилья. В России чуть ли не меньше всех среди европейских стран приходится квадратных метров на человека. Все понимают, что напряженность в обществе нарастает из-за сложностей для молодых семей с получением жилья, растут потери населения из-за детей, не появившихся на свет. Но реально мало что меняется.

— Нам надо брать пример с Китая, там уже строят 1,5 квадратных метра на человека, а мы топчемся на 0,5, –— считает бизнесмен из Москвы Андрей Толмачев. –— У нас очень дорогие кредиты. В нашу фирму поступило предложение от австрийской компании — совместно построить завод. Условия кредитования — 2 – 3%. А у нас? Наши банки насилуют промышленность, да и все программы жилищного строительства. Мы планируем со временем открыть производство в Прибалтике — там условия более подходящие для малого и среднего бизнеса.

Как пробиться новым идеям

По словам Юрия Шершнева, предпринимателя из Орла, у нас много говорится о новациях, о внедрении новых строительных материалов, конструкций и изделий. А на деле на их раскрутку уходит до десяти лет и немало сил и средств. Причин много. Это и лоббирование старых материалов со стороны их производителей, и недобросовестность изготовителей новых, подрывающих их репутацию, и немобильность строительных компаний, а порой и из-за желания сиюминутной экономии, когда упор делается на дешевизну строительства, и не берется в расчет экономия за период эксплуатации объекта.

Так, например, в странах, сходных по климату с нашей, дороги служат 9 – 12 лет, а у нас — 2 – 3 года, потому что не внедряются новые методы укрепления дорожного полотна, такие, как, например, армирование его стекловолокном, применение пеностекла и др.

Это касается и такого относительно нового материала, как пеностекло. Это лучший теплоизоляционный материал на сегодня. Он долговечный, легкий, негорючий, но с каким трудом он пробивает себе дорогу.

Еще об одной проблеме говорил представитель Минэкономразвития России Владимир Горбунов. Нередко по непонятным причинам на рынок проникают строительные материалы, изделия и конструкции низкого качества или экологически опасные. При этом они проходят испытания в соответствующих институтах, оснащенных современным оборудованием для их проверки. Отчасти это объясняется нищетой наших научных учреждений. Не секрет, что они с трудом выживают, вот и продаются. А страдают потребители. Проходит лет 10 – 15, и здания и сооружения, построенные с применением таких материалов, начинают сыпаться, или люди, в них живущие или работающие, начинают болеть. У нас отсутствует ответственность за качество и исследований, и самих материалов.

Минрегион России с недавних пор взял курс на возрождение индустриального домостроения. В этом мы идем в ногу с передовыми странами, где также утвердились тенденция к повышению сборности домостроения, причем не только панелей из железобетона, но и из поризованного кирпича, изделий деревопереработки, пенобетона, пеностекла и др. Это нашло отражение в Стратегии. Для этого необходимо оказать поддержку в реконструкции производства сохранившимся ДСК, заводам ЖБИ, а также разработать схему размещения новых производств в регионах. Но пока этот процесс идет только на словах. Чтобы курс на индустриализацию строительства оказал влияние на планы строительства до 2020 года, нужно уже сегодня переходить от слов к делу. Остается надеяться, что Минстрой России сможет ускорить этот процесс.

В Стратегии предусматривается возрождение строительной науки, базы машиностроения, поскольку ее отсутствие уже представляет угрозу экономической безопасности страны. Сегодня львиная доля оборудования, машин ввозятся из зарубежа, причем в значительной степени устаревших по европейским меркам. Но, к сожалению, все эти благие намерения пока остаются на бумаге, реально делается очень немногое.

Региональные власти пишут лозунги

Слабое место стратегии 2006 – 2011 годов — плохая осведомленность разработчиков о реальном положении дел в регионах, об их потребностях и планах. Одна из причин — недобросовестность самих органов власти на местах при подготовке региональных программ развития промышленности стройматериалов и стройиндустрии.

— Мы изучили более 60 региональных программ по развитию промышленности строительных материалов и стройиндустрии и их проектов, — говорит Роман Куприн, представитель консалтинговой компании «СМПРО», разрабатывающей ФЦП, — большинство из них сделаны только, чтобы отчитаться перед Министерством. Глубокий анализ состояния отрасли строительных материалов сделали единицы регионов. Еще меньше занимались полноценным планированием и прогнозированием развития на основе перспективного потребления. И ни одна из региональных программ не учитывала потенциал межрегиональной и внутриокружной кооперации.

Естественно, на основе такого исходного материала производителям в регионах трудно разрабатывать и реализовывать проекты строительства и модернизации заводов по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, трудно сделать грамотную общероссийскую концепцию развития отрасли.

— В последнее время мы ведем переговоры со многими руководителями российских регионов о строительстве у них предприятий по выпуску стекла, — говорит Виктор Осипов, президент «Стеклосоюза». — Конечно, стекло — материал особый. Если стеновые материалы, особенно крупнопанельные конструкции, нерентабельно возить на расстояния свыше 30 – 50 км, нерудные — свыше 500 км, цемент — свыше 700 км, то стекло везут на расстояние до 1,5 тыс. км. Тем не менее, понятно, что лучше иметь стекольный завод в своем регионе. Их не хватает на Северо–Западе, в Сибири, на Дальнем Востоке. Предприниматели — и российские, и зарубежные — проявляют интерес к подобным предложениям. Но найдет ли спрос продукция завода? Куда это стекло девать, если не будет спроса? Эти вопросы, вернее отсутствие ответов на них, становятся тормозом при принятии решений.

Эти же соображения высказывают и в ассоциации «Недра», объединяющей производителей нерудных материалов.

— Мы подготовили свои предложения по Стратегии и ФЦП, — говорит исполнительный директор ассоциации Владимир Сергеев. — В целом мы поддерживаем эти документы, но считаем, что недостатков еще много, в первую очередь это отсутствие долгосрочных программ развития регионов. Сроки окупаемости у объектов нерудной промышленности от 3 до 8 лет. Те, кто будут проводить разведку недр и создавать новые предприятия, хотят быть уверенными, что они окупят расходы. И все это должно быть отражено в региональных программах, утвержденных на уровне правительства страны.

Свои опасения и предложения по выполнению Стратегии высказал и Владислав Геращенко, директор Ассоциации производителей керамических стеновых материалов. По его словам, заводы, входящие в ассоциацию, строят свои планы, ориентируясь на Стратегию, но этот документ требует серьезной доработки. То же можно сказать и о Федеральной целевой программе, в которой должно быть отражено реальное положение экономики страны, прогнозы, опирающиеся на серьезные исследования, чтобы эти документы способствовали развитию промышленности строительных материалов, а не стали препятствием для отечественных производителей.

Поддерживают эти опасения и производители теплоизоляционных материалов. Так, по словам исполнительного директора партнерства «Росизол» Александра Фадеева, в стратегии и ФЦП следует учитывать специфику развития регионов, в том числе транспортировку материалов в региональном разрезе. А это повлечет за собой определение способов транспортировки и пропускной способности существующих транспортных магистралей, характера конкурентной среды, формирование цен и тарифов на услуги перевозки, а в конечном итоге – определение транспортной составляющей в себестоимости строительных материалов.

Государства много или мало?

В ходе дискуссии на заседании возник спор. Вызвал его выступление латышского строителя Улдиса Рекнерса. Он представлял на выставке латышскую фирму по выпуску герметиков и клеев, которая на 40% своего производства ориентирована на Россию. Он заявил, что российские строители, по его мнению, в отличие от латышских, до сих пор слишком многого ждут от государства, слишком многого от него требуют. Государство должно только определять правила игры, которые обеспечивают основные требования – безаварийность строительства, пожарную и экологическую безопасность и энергоэффективность. Остальное – внутреннее дело специалистов отрасли и заказчиков. Сколько и каких надо выпустить строительных материалов и конструкций, из чего будет построен объект, какая будет толщина стен и т.д. – все это решается на уровне проектирования и лишь согласовывается с заказчиком.

Разговоры о том, что в России слишком высок уровень вмешательства государства в дела строительства, возникают регулярно, хотя мнения разнятся, кто-то, наоборот, считает, что государство все пустило на самотек.

— У нас получается так, что если уходит государство, приходят бандиты, — говорил один из выступающих.

Как бы там ни было, но главный заказчик сегодня в строительстве в нашей стране — это государство, крупнейшие потребители стройматериалов — бюджетные стройки. Так сложилось при подготовке Владивостока к саммиту, Казани — к Универсиаде, Сочи — к Олимпиаде и т.д. Сейчас строители с одобрением восприняли сообщение, что очередное крупное событие — Всемирная зимняя универсиада 2019 года — состоится в Красноярске. Поэтому так важна четкость в позиции государства в отношении экономического роста и его проекции на развитие строительного комплекса страны.

Некоторые аналитики считают, что жизнь на нефте- и газодоллары исчерпала себя. Но остается мощный резерв — борьба с коррупцией по всем фронтам. По разным данным, коррупционная составляющая достигает 20 – 40% и даже больше. Если этот резерв направить на благие дела, то вполне можно оздоровить российскую экономику, в том числе и дать импульс развитию строительного комплекса.

Татьяна ШАВИНА


Возврат к списку

Официальная поддержка:
Minpromtorg

Генеральный спонсор ОСМ - 2018:
Brick park

Стратегический партнер выставки

Партнеры выставки

Генеральный интернет-партнер

Ведущий интернет-партнер

Ведущий медиа-партнер

Стратегический
Интернет-партнер

Пригласите партнеров!

Организатор:


Выставочная компания - Евроэкспо

Официальная поддержка:


Минпромторг

Стратегический партнер
выставки:



Партнеры:


Сертификация:


UFIUEFАудит РСВЯExpo Rating

 
Выставка ОСМ 2018 – «Отечественные Строительные Материалы»
23-26 января 2018 года, ЦВК «Экспоцентр»
2000 –2017 © Все права защищены
Выставочная компания Евроэкспо
119002, Москва, улица Арбат, дом 35, 4 этаж
Тел.: +7 (495) 925-6561 / 62