Согласно итогам конференции, украинский рынок ЛКМ пережил трудности 2010 года значительно спокойней российского. Производство расширялось за счет поставок в страны СНГ. Уже в этом сезоне в крупных городах начал повышаться спрос на качественную отечественную продукцию.

СЫРЬЕМ ЛУЧШЕ ЗАПАСТИСЬ ОСЕНЬЮ

В Украине истекший период 2010 года, так же как и в России, был нелегким. В своем выступлении на конференции начальник отдела материально-технического снабжения компании "Элакс" Роман Лелюх отмечал ажиотажный спрос на лак ПФ 060 и диоксид титана. Цены "Крымского Титана" выросли на 14%. Были перебои при поставках стирол-акриловых дисперсий из-за остановки крупных европейских производителей мономеров. Дисперсии подорожали более чем на 10%. Стоимость растворителей увеличилась на 15%, подсолнечного масла — на 10%. Естественно, производители пытались удешевить рецептуры нарабатываемой продукции за счет использования альтернативного сырья.

Украинские производители ЛКМ не готовы приобретать качественный продукт, — отметил в своем выступлении заместитель директора компании "Торгресурс" Виталий Сорока. Кроме того, лидские лаки, установив минимальный коэффициент рентабельности этого продукта, не позволяют развиваться украинским лаковаркам, в результате чего последних становится все меньше. Сегодня только три компании формируют рыночную ситуацию. В следующем году ожидается рост цен сырья и ПФ-лаков, поэтому приобретать лаки лучше осенью.

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ЛКМ НЕ СЛЕДУЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ФУТБОЛ

Как отмечает аналитик агентства "Хим-Курьер" Ирина Бурцева, согласно предварительным прогнозам, 2010 год не мог быть простым. Однако всем было интересно, станет ли он периодом преодоления кризисных явлений. За семь месяцев нынешнего года объемы производства выросли на 7%, в полтора раза увеличился экспорт, при этом импорт сократился относительно 2009-го на 5%, а видимое потребление выросло на 3%. Расширение производства объясняется наращиванием экспорта алкидов нижнего ценового сегмента в Молдову, Россию и Грузию.

В следующем году эксперты рассчитывают на умеренный рост рынка: в пределах 10—12%. Стимулом к этому будет ожидаемое возобновление строительства крупных торговых центров и гостиничных объектов в городах-милионниках. Рост объемов строительства в I полугодии 2010 года приведет к увеличению потребления ЛКМ в 2011-м. Многие рассчитывают на фактор Евро-2012, который не следует переоценивать. Безусловно, основные ремонтные и отделочные работы, связанные с Евро-2012, придутся на 2011 год, но значительная часть их уже осуществлена, что и обеспечило в 2010 году прирост потребления на 3%. Остаются еще спортивные и инфраструктурные проекты. Однако стадионы и аэропорты — единичные объекты, а дорожная разметка — слишком узкий сегмент, который вряд ли приведет к значительному росту потребления ЛКМ.

ПОТРЕБИТЕЛЬ НУЖДАЕТСЯ В СУПЕРМАРКЕТАХ И КАЧЕСТВЕННОЙ КРАСКЕ

Основные игроки украинского рынка будут уходить в сегмент материалов класса "стандарт". Производители осознают, что на внутреннем рынке у продукции "эконом" будущего уже нет. Хотя в начале 2010 года на фоне по-прежнему низкой платежеспособности населения они включили в ассортимент дешевую краску, в разгар сезона ситуация стабилизировалась. Сейчас в городах-миллионниках дешевую краску убирают с полок супермаркетов.

Как считает директор по маркетингу компании ЗИП Сергей Коваленко в Украине только 200 супермакетов DIY, то есть торгово-розничная сеть развита недостаточно. В результате только в девяти мегаполисах продукция представлена в широком ассортименте. В мелких городах выбор покупателя искусственно ограничен дешевой краской: мелкий продавец считает, что дорогую продукцию не приобретут, поэтому закупает дешевую у дистрибьютора, а тот в свою очередь — у производителя. С развитием дистрибуции ситуация будет меняться. Супермаркеты DIY заинтересованы в реализации высокомаржинальной продукции. Однако производителям следует больше внимания уделять продвижению собственных торговых марок.

Возврат к списку