21-я специализированная выставка
строительных материалов

ОСМ 2020

28 - 31 января 2020 ГОДА МОСКВА | ЦВК “Экспоцентр”

Организатор
Мы в соцсетях

Left Blank

В 2011 году рынок ЛКМ будет расширяться, несмотря на дефицит и рост цен сырья. "<a href = http://www.him-kurier.ru>Хим-Курьер</a>". 6 октября 2010

Согласно мнению участников VIII Международной конференции "Рынки лакокрасочных материалов и сырья для ЛКМ", в следующем году рост потребления ЛКМ будет продолжаться. Причем увеличение продаж декоративной группы будет незначительным (до 10%), в отличие от порошковых красок, где ожидается рост порядка 20%. Сохранится дефицит основных видов химического сырья, которое будет дорожать. Производство же продукции наиболее популярного сегмента "субэконом", дойдя до предела рентабельности, исчерпало себя, и в будущем будут расти продажи классов "стандарт" и "элит".

РЫНОК ЛКМ — В ПОГОНЕ ЗА ДЕФИЦИТОМ

Ни высокая конкуренция, ни низкая платежеспособность потребителей, ни рост цен сырья и даже ни продолжающееся снижение коэффициента рентабельности лакокрасочных производств не стали главным факторами российского рынка ЛКМ в 2010 году. А сбои поставок базового сырья для ЛКМ. На рынке снова прозвучало давно уже не модное слово "дефицит". Потребитель — в данном случае производитель ЛКМ, — привыкший на протяжении последних десяти лет диктовать условия поставщикам (требовать скидок, отсрочек платежа, объемов и сроков поставок), неожиданно для самого себя оказался зажат в угол дефицитом практически всего. Прежде всего, диоксида титана.

"А мы Вас предупреждали!" — могли бы сказать эксперты компании "DuPont Titanium Technologies" (Прим. авт.: могли, но тактично промолчали). Еще год назад, здесь, в Алуште, они прогнозировали, что закрытие нерентабельных производств диоксида титана в период кризиса, неминуемо приведет к дефициту продукта на мировом рынке. Трудно сказать, на что рассчитывали отечественные потребители. Видимо, на украинских производителей, традиционно поставлявших не очень высокого качества, но недорогой диоксид титана? А украинцы начали поставлять его на европейский рынок (Прим. авт.: правильно, там цена выше).

Региональный директор "DuPont Titanium Technologies" Луис Реболлар подтвердил, что напряженная ситуация сохранится, по меньшей мере, в ближайшие три года. Объем мирового рынка оценивается экспертом в 4,9 млн тонн. С 2009-го по 2015 годы среднегодовой рост спроса составит 5—10%, и 2010—2011 годы будут такими же сложными, как и 2009-й. Спрос на диоксид титана будет неодинаковым и зависеть от областей применения и регионов мира. Медленный рост потребления ожидается в странах западной Европы. Наиболее интенсивный — в Японии, Китае, Кореи и на Тайване. Здесь потребление уже сейчас выше, чем в 2008 году на 30%. Рынки США, ЕС, России восстанавливаются, но еще не достигли показателей 2008 года. В будущем до 80% прироста потребления диоксида титана будет приходиться на развивающиеся страны.

Как признал Луис Реболлар, кризис сказался на компании "DuPont Titanium Technologies", но во второй половине 2009 года она здесь начался процесс интенсивного восстановления. Особенно в странах Азии, Ближнего Востока, России и Латинской Америки. Россия практически полностью восстановилась по объемам потребления. Однако понадобится, по меньшей мере, еще 3—4 года, чтобы выйти на докризисные темпы роста.

Дефицит сырья ударил в первую очередь по зависимым от импорта сегментам. Например, по производителям порошковых красок, которые импортируют 90—95% всего объема сырья. Здесь ужаться пришлось многим. Даже таким мировым лидерам как "AkzoNobel" (продукция компании занимает на рынке порошковых красок РФ порядка 20% и около 40% — в региональном производстве). Предприятие "AkzoNobel" получает до 60% сырья по глобальным контрактам поставок (оставшиеся 40% — транспортные услуги, наполнители и упаковка). И все же компания всерьез обеспокоена значительным дефицитом сырья, непредсказуемостью поведения поставщиков, отсутствием гарантий бесперебойности поставок.

Ведущие отечественные производители порошковых красок эмоционально характеризуют ситуацию с поставками импортного сырья как "полный бардак". Но не смотря на это сегмент индустриальных ЛКМ демонстрирует самые высоки темпы роста. По некоторым оценкам, более 20%, что, по меньшей мере, в два раза превышает средние темпы увеличения рынка ЛКМ в целом. Да, всюду дефицит, диоксида титана нет, но все предприятия работают, ни одно из них из-за его отсутствия не остановилось. Вообще, ситуация напоминает 2005 год. Тогда несмотря на дефицит и квотирование поставок акриловых дисперсий, оказалось, что их импорт вырос значительно (Прим. авт.: а не абсурд ли это?)

ТЕАТР АБСУРДА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ

Как грустно пошутил управляющий химическим бизнесом ГК ЕТС Григорий Балмасов, процитировав одного из классиков марксизма-ленинизма: "Жить стало лучше, жить стало веселее". Для крупного импортера химического сырья для ЛКМ последнее 1,5 года рыночная ситуация казалась абсолютно непредсказуемой, не укладывающейся в привычные рациональные схемы. Зачастую приходилось опираться на субъективные оценки.

Раньше были продукты, которые обеспечивали основной объем продаж, по итогам апреля можно было говорить о результатах года. Сейчас подобных маркеров нет, и нет возможности спрогнозировать спрос. Импортеры получают в 2, 5 и даже в 10 раз меньше тех объемов, которые необходимы. Они вынуждены искать альтернативные варианты, в том числе и расширять ассортимент. В итоге, на общем отрицательном фоне, с точки зрения формальных результатов, сезон оказался неплохим. В тоннаже в 2010 году ЕТС реализует больше, чем в 2009, но не за счет роста продаж основных позиций… Если честно: благодаря чему — непонятно вообще.

В 2010 году несмотря на рост продаж, ситуация для поставщиков сырья так и не прояснилась. Более того, и в следующем году объемы сырья для производства ЛКМ будут недостаточными (Прим. авт.: а с чего им его получать?), будет продолжаться рост его цен (Прим. авт.: а почему бы ему не продолжаться?), многие поставщики могут перенести или сорвать вообще его поставки. И обеспечить всех сырьем не получится, даже если импортерам удастся разработать планы поставок, не факт, что поставщики их обеспечат.

Непредсказуемость рынка, резкие и разнообразные колебания отмечали и производители ЛКМ. Ситуация здесь меняется каждый месяц. Ежемесячно пики и падения продаж. Продолжительность лакокрасочного сезона сократилась. Они не могут спланировать объемы продаж ЛКМ, производств и, соответственно, закупки сырья.

С точки зрения крупных мировых поставщиков сырья, таких как компания "Dow", наиболее абсурдным выглядит как раз поведение российских производителей. На рынке отмечается дефицит ключевых позиций сырья: диоксида титана, мономеров и т.д. Но российские производители ЛКМ не пошли по пути западных коллег. В 2008—2009 годах у западных производителей ЛКМ также возникли проблемы при закупках сырья, но они потери в объемах выпуска нивелировали за счет увеличения стоимости продукции. Российские же производители не смогли так поступить. На фоне ограниченных объемов предложения сырья они продолжают гнаться за копейкой, выпуская продукцию класса "субэконом". По мнению экспертов, именно гипертрофированная емкость сегмента "субэконом" и не позволила производителям ЛКМ поднять цены пропорционально увеличению стоимости сырья в 2010 году.

А ЦЕНЫ-ТО РАСТУТ

Как в прошлом, так и в этом году поставщики предупреждали о росте цен, но после их падения в прошлом году многие не восприняли предупреждения серьезно и не были готовы к сезонному подорожанию. Это привело к сложным и напряженным переговорам с поставщиками сырья о его ценах и объемах. Производители ЛКМ считают, что его подорожание в 2010 году обусловлено тем, что поставщики пытались восполнить потери 2008-го и 2009 годов. И хотя в 2010 году зафиксирован рост рынка ЛКМ, производителям краски никто не помогал. Наоборот: все риски и издержки были возложены на их плечи.

На протяжении ближайших года-двух рост цен сырье будет оправданным. Квоты и дефицит обусловлены мировыми тенденциями. Подорожает не только импортное, но и отечественное. Увеличится стоимость подсолнечного масла: ожидается повторение динамики, отмечавшейся в 2008 году и резкий рост его цен в марте и апреле. Соответственно, ожидается дефицит и подорожание таловых масел (ДТМ) до показателей мирового рынка. Планируя закупки сырья, производителям ЛКМ придется тщательно взвешивать риски и брать ответственность и, скорее всего, поднимать цены, а значит, отказываться от выпуска краски сегмента "субэконом".

"СУБЭКОНОМ": СТЫДНО, НО НАДО

Тем не менее российским производителям ЛКМ жаловаться на сегмент "субэконом" — грех. Еще год назад все "открещивались" от продукции "субэконом", но в 2010 году многие предприятия продемонстрировали рост продаж именно благодаря ей. Заместитель управляющего химическим бизнесом по развитию ЕТС Павел Мальчуков считает, что увеличение в данном сегменте произошло преимущественно за счет того, что "гаражники" (полулегальные мелкие производители) разорились. И потребители были вынуждены приобретать продукцию средних и крупных производителей. С точки зрения потребителя, отметил технический представитель "DuPont Titanium Technologies" Юрий Свистельников, продукция категории "субэконом" является самой "честной" на рынке. Производитель, позиционирующий материал как дешевый, экономичный, не предусматривает высокое качество, и это вполне оправдывает ожидания потребителя.

"ЭЛИТОМ" БУДЕМ "ПРИРАСТАТЬ"!

Увеличение российского рынка по итогам 2010 году не превысит 10%. В следующем — 2011 году — ожидается прирост 5—7%, но, как утверждает директор "Предприятия ВГТ" Борис Штрейс, рынок будет "прирастать" в основном за счет дорогих материалов.

Региональный директор по маркетингу и продажам "Dow Coating Materials" Степан Чупилкин отмечает, что сейчас растут продажи продукции дорогого импорта. В торговых сетях реализуется краска зарубежных компаний, которая в три раза дороже отечественной. Значительные объемы импорта свидетельствуют, что российские производители не представлены в ряде сегментов рынка. Поэтому для них целесообразен поиск ниш специальных продуктов. Это небольшие сегменты, но они приносят деньги. Компания "Dow" призывает отечественную лакокраску больше внимания уделять специальным продуктам, которые будут востребованы.

Справка "Хим-Курьера"

VIII Международная конференция "Рынки лакокрасочных материалов и сырья для ЛКМ" проходила 15—17 сентября в Алуште. Форум давно стал крупнейшим и знаковым событием для лакокрасочной отрасли в странах СНГ. В нем традиционно приняли участие мировые лидеры отрасли "AkzoNobel", BASF, "Bayer", "Dow", DSM, "DuPont", а также крупнейшие производители лакокрасочных материалов в России и в Украине, поставщики сырья и тары, трейдеры. Здесь собрались порядка 250 делегатов из 12 стран мира.

Программа конференции включала доклады экспертов о тенденциях рынка ЛКМ и сырья для их выпуска. Выступающие анализировали развитие рынков водно-дисперсионных и органорастворимых ЛКМ, рассматривали перспективы следующего сезона. Кроме того, были представлены новейшие разработки сырья, технологий его переработки, тары и логистики. Главными вопросами конференции стали дефицит и повышение цен химического сырья, продолжающееся расширение рынка ЛКМ, дальнейшая судьба сегмента "субэконом". (Lakikraski.info; Osmexpo.ru 11.10.10)

Возврат к списку

Поддержка

Актуальная и полезная информация

Самая актуальная и полезная информация о выставке, специальные предложения от участников, персональные рекомендации для посещения выставки - все это теперь в Вашем любимом мессенджере! Где Вам удобнее получать информацию?