21-я специализированная выставка
строительных материалов

ОСМ 2020

28 - 31 января 2020 ГОДА МОСКВА | ЦВК “Экспоцентр”

Организатор
Мы в соцсетях

Left Blank

Рынок декоративных ЛКМ в РФ: меняется расстановка сил. "<a href = http://www.him-kurier.ru>Хим-Курьер</a>". 4 октября 2010

Для многих игроков российского рынка лакокрасочных материалов 2009 год стал переломным. Но труднее всего пришлось поставщикам ЛКМ декоративного и ремонтно-строительного назначения, поскольку именно они в максимальной степени подверглись кризисным факторам: уменьшению объемов строительных работ, снижению доходов корпоративных потребителей и частных лиц, скачки курса доллара и евро относительно рубля и мн.др .Поэтому потребление ЛКМ этого назначения значительно сократилось.

Аналитики "Хим-Курьера" провели масштабное исследование рынка ЛКМ декоративного и ремонтно-строительного назначения России в 2008—2009 годах. В нем — анализ изменения основных показателей рынка в целом и в отдельно взятых группах ЛКМ. В ходе работы стало очевидно, что несмотря на сужение рынка и различные показатели изменения емкостей отдельных его сегментов тенденции идентичны для всего рынка. Безусловно, без вариативности в том или ином сегменте не обошлось, однако все они соответствуют основному тренду.

СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

В конце 2008-го игроки лакокрасочного рынка России опасались, что ничего хорошего следующий год им не принесет. Но было очевидно, что работать и в новых экономических условиях необходимо. Поэтому многие отечественные производители стали искать выход из сложившейся ситуации.

Насколько было правильным решение вывести на рынок новые бренды дешевой краски — на тот момент было судить сложно. Но при этом очевидным стал тот факт, что основной массе потребителей нужна именно недорогая продукция. И началось…

Российские производители наперегонки стали производить краску, цена которой была ниже, чем класса "эконом" на 15—20%. Причем в этой гонке принимали участие практически все основные игроки.

Зачем? Выпуск продукции так называемой категории "субэконом" был продиктован желанием производителей ЛКМ сохранить продажи как минимум на показателях 2008-го. Но далеко не всем компаниям это удалось. Безусловно, наличие на полках магазинов недорогой краски стимулировало ее сбыт, но зачастую она приобреталась потребителями вместо ЛКМ того же производителя, но более дорогого ценового сегмента. Таким образом, начало выпуска дешевой краски стало причиной того, что структура продаж продукции изменилась. Но сказать, что производство недорогой продукции не оправдало себя, тоже нельзя. Естественно, прибыль от ее сбыта была меньшей, однако растущая (хоть и временно) популярность дешевых ЛКМ позволила ее производителям относительно бесперебойно работать на протяжении прошлого года.

И что в итоге? Структура российского производства изменилась, сам рынок в тоннаже стагнировал на 17%, а в денежном эквиваленте падение было еще более значительным. И это несмотря на то что в 2009-м поставщики краски даже решились на увеличение ее стоимости.

Но факт остается фактом. В денежном эквиваленте российский рынок сократился на 34%. "Прилично," — скажете вы. А мы с вами согласимся. И все бы ничего, но настолько значительные дефицит денег возник как раз вследствие сбыта краски категории "субэконом", причем в максимальной степени сократились те сегменты российского рынка краски, в которых эта продукция смогла занять значительную долю.

И НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ ТОЖЕ

В целом же прошлый год стал переломным для многих игроков лакокрасочного рынка России. Доли продукции основных поставщиков изменились, но российская краска продолжала доминировать на рынке страны. Более того, отечественные производители ЛКМ смогли, несмотря на трудности, с которыми им пришлось столкнуться, частично сохранить клиентскую базу на внешних рынках сбыта. И именно благодаря отгрузкам за рубеж производственные мощности предприятий не простаивали.

Но на внешних, равно как и на внутреннем рынке России, в 2009-м произошли перемены. Как следствие, структура потребления ЛКМ российского производства изменилась, причем во всех группах материалов. Изменились не только количественные показатели, но и структура экспорта ЛКМ, вплоть до подгрупп продукции в одной группе. По оценке аналитиков "Хим-Курьера", в 2009-м несмотря на то что валовый экспорт демонстрировал незначительный прирост, отгрузки фасадных ВД ЛКМ увеличились практически в два раза, а отгрузки алкидных эмалей специального назначения — почти в четыре раза.

КАК В ВОДУ СМОТРЕЛИ

Выпуск более дешевой краски для представителей торговых компаний не был неожиданностью, поскольку они считали, что в 2009-м наиболее значительное падение ожидает рынок дорогой продукции. И они не ошиблись в своих прогнозах. Объемы поставок импорта снизились практически на 30% в весе и на 50% — в деньгах. И тут дело не только в том, что евро и доллар стали дороже: основные импортеры стали менять брендовую структуру поставок. Они, равно как и российские производители ЛКМ, поняли: раз у потребителей нет денег, то будет продаваться то, что дешевле. И те из поставщиков импорта, которые не прекратили поставки, а просто изменили стратегию продаж на российском рынке, потеряли меньше, чем компании, не приспособившиеся вовремя к новым условиям работы.

Следует отметить, что, кроме в структуре поставок ЛКМ по компаниям и ценовым категориям, в импорте произошли изменения в подгруппах ввозимой продукции: в разрезе одной группы был тот ассортимент продукции, объемы поставок который импортеры смогли увеличить.

КОНКУРЕНЦИЮ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ

Сокращение потребления лакокрасочных материалов в России в прошлом году стало причиной того, что конкуренция на рынке ужесточилась. В максимальной степени она обострилась между продукцией российских производителей.

В 2009-м практически все российские предприятия столкнулись с ужесточившейся конкуренцией при продвижении на рынке наработанной продукции. И по итогам 2009 года многие из них не смогли сохранить рыночную долю своих ЛКМ на показателях 2008-го. Более того, некоторые небольшие заводы, выпускающие краску, и сейчас на грани банкротства. Это обусловило очередного перераспределения долей продукции предприятий в валовом объеме производства.

Практически все отечественные заводы-производители в 2009-м оптимизировали — как производство продукции, так и систему сбыта ЛКМ. На многих предприятиях России был прекращен выпуск тех материалов, которые были востребованы на рынке в минимальных объемах или же производились на предприятиях не более чем для расширения цветовой гаммы. Кроме того, некоторые заводы пересмотрели каналы продаж продукции. Но при этом способы оптимизации сбытовых сетей продукции российских предприятиях были неодинаковыми. Зачастую производители предлагали дистрибьюторам достаточно привлекательные бонусные схемы сотрудничества при выполнении годовых планов реализации. Зато другие предприятия, напротив, отозвали свою продукцию с неэффективных точек продаж.

Как показала практика, оба подхода были оправданными. Те компании, которые предложили торговым представителям определенные преференции, смогли хотя бы частично восполнить оборотные средства. А те, которые отгружают краску по предоплате, смогли свести дебиторскую задолженность к нулю. В целом заводы, оптимизировавшие сбытовые сети, и сейчас продолжают отгружать продукцию в незначительных объемах торговым сетям. Однако в наиболее выгодной ситуации оказались российские предприятия, которые смогли создать своеобразный симбиоз двух путей повышения эффективности продаж.

2010 ГОД: РОСТ ПРОДАЖ ВОЗОБОВИТСЯ, НО НЕ ТАКОЙ КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ…

В ходе проведенного исследования аналитики "Хим-Курьера" пришли к выводу, что в 2010 году на рынке ЛКМ России будут отмечаться тенденции прошлого 2009-го. При этом, если никаких форс-мажорных обстоятельств не произойдет, то рынок будет постепенно восстанавливаться, и его емкость увеличится относительно прошлого года. Однако структура рынка даже в разрезе одной подгруппы будет меняться и в этом году. И анализ рынка за I полугодие 2010 года — явное тому подтверждение.

Возврат к списку

Поддержка

Актуальная и полезная информация

Самая актуальная и полезная информация о выставке, специальные предложения от участников, персональные рекомендации для посещения выставки - все это теперь в Вашем любимом мессенджере! Где Вам удобнее получать информацию?